ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных образовательных программах,

порядке их рассмотрения и утверждения в ГАУ  СО "Центр адаптации и реабилитации инвалидов"

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», Типовом положении о реализации дополнительного образования людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, разработано в соответствии с уставом ГАУ СО "ЦАРИ" и регламентирует порядок разработки и реализации образовательных программ педагогов дополнительного образования.

2. Программа дополнительного образования людей с ограниченными возможностями – это нормативный документ, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности, определяются цели, ценности  дополнительного образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или иного направления и уровня совместной деятельности людей с ограниченными возможностями и педагогов.

3. Программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями разрабатываются и принимаются к реализации учреждением с учетом следующих характеристик.

1) предоставление человеку с ограниченными возможностями трудоспособного возраста рекомендаций по выбору образовательной программы для полноценной реализации реабилитационного процесса.

2) направленность содержания программ на развитие у людей с ограниченными возможностями мотивации к познанию и творчеству, восстановление утраченных двигательных возможностей, восстановление социального статуса и бытовой реабилитации.

3) деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта  человека с ограниченными возможностями, формирование социальной мобильности, адаптивности.

4) оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;

5) сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с клиентами.

4. Программы дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями реализуются на базе реабилитационных учреждений социального направления:

5.Программы дополнительного образования  должны соответствовать Федеральному Закону РФ  «Об образовании», Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03,

6. В ГАОУ СО ЦОРИ могут реализовываться следующие типы программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья:

1) примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством образования РФ и РТ и рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;

2) модифицированная (адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;

3) экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской;

4) авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной; программа преподавания нового учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее предметов.

7. Функции программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.

1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана;

3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;

4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, степень реабилитации  и личностного развития клиентов реабилитационного центра..

8. Цели и задачи программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями.Целями и задачами программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями  является обеспечение  обучения, воспитания, развития.

1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.

2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

3) Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

9. Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями

Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями должно соответствовать:

• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям ;

• современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности клиентов); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями  должно быть направлено на создание условий для полноценного реабилитационного процесса, развития личности; развитие мотивации инвалидов к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия;укрепление психического и физического здоровья.

10. Структура программ дополнительного образования

Программа дополнительного образования включает следующие структурные элементы:

1) Титульный лист ;

2) Цели и задачи;
3) Планируемые результаты обучения;

4) Учебный план;

5) Календарный учебный график;

6) Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин( модулей);

7) Организационно-педагогические условия;

8) Формы аттестации;

9) Оценочные материалы;

10) Иные компоненты..

11. Права разработчика программы дополнительного образования детей

Разработчик программы дополнительного образования самостоятельно определяет:

1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ дополнительного образования;

2) образовательную область и содержание дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю;

3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.);

4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий;

5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.

12. Программа дополнительного образования  должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений..

13. Утверждение программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями осуществляется руководителем учреждения.

ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных образовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения                                                                         в ГАОУ  СО "Центр по обучению и реабилитации инвалидов"

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», Типовом положении о реализации дополнительного образования людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, разработано в соответствии с уставом ГАОУ СО "ЦОРИ" и регламентирует порядок разработки и реализации образовательных программ педагогов дополнительного образования.

2. Программа дополнительного образования людей с ограниченными возможностями – это нормативный документ, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности, определяются цели, ценности  дополнительного образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или иного направления и уровня совместной деятельности людей с ограниченными возможностями и педагогов.

3. Программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями разрабатываются и принимаются к реализации учреждением с учетом следующих характеристик.

1) предоставление человеку с ограниченными возможностями трудоспособного возраста рекомендаций по выбору образовательной программы для полноценной реализации реабилитационного процесса.

2) направленность содержания программ на развитие у людей с ограниченными возможностями мотивации к познанию и творчеству, восстановление утраченных двигательных возможностей, восстановление социального статуса и бытовой реабилитации.

3) деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта  человека с ограниченными возможностями, формирование социальной мобильности, адаптивности.

4) оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;

5) сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с клиентами.

4. Программы дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями реализуются на базе реабилитационных учреждений социального направления:

5.Программы дополнительного образования  должны соответствовать Федеральному Закону РФ  «Об образовании», Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03,

6. В ГАОУ СО "ЦОРИ" могут реализовываться следующие типы программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья:

1) примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством образования РФ и РТ и рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;

2) модифицированная (адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;

3) экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской;

4) авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной; программа преподавания нового учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее предметов.

7. Функции программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.

1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана;

3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;

4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, степень реабилитации  и личностного развития клиентов реабилитационного центра..

8. Цели и задачи программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями.Целями и задачами программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями  является обеспечение  обучения, воспитания, развития.

1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.

2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

3) Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

9. Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями

Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями должно соответствовать:

• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям ;

• современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности клиентов); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями  должно быть направлено на создание условий для полноценного реабилитационного процесса, развития личности; развитие мотивации инвалидов к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия;укрепление психического и физического здоровья.

10. Структура программ дополнительного образования

Программа дополнительного образования включает следующие структурные элементы:

1) Титульный лист ;

2) Цели и задачи;
3) Планируемые результаты обучения;

4) Учебный план;

5) Календарный учебный график;

6) Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин( модулей);

7) Организационно-педагогические условия;

8) Формы аттестации;

9) Оценочные материалы;

10) Иные компоненты..

11. Права разработчика программы дополнительного образования детей

Разработчик программы дополнительного образования самостоятельно определяет:

1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ дополнительного образования;

2) образовательную область и содержание дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю;

3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.);

4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий;

5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.

12.Программа дополнительного образования  должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений..

13.Утверждение программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями осуществляется руководителем учреждения.

ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных образовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения                                                                         в ГАОУ  СО "Центр по обучению и реабилитации инвалидов"

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании», Типовом положении о реализации дополнительного образования людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста, разработано в соответствии с уставом ГАОУ СО "ЦОРИ" и регламентирует порядок разработки и реализации образовательных программ педагогов дополнительного образования.

2. Программа дополнительного образования людей с ограниченными возможностями – это нормативный документ, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности, определяются цели, ценности  дополнительного образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или иного направления и уровня совместной деятельности людей с ограниченными возможностями и педагогов.

3. Программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями разрабатываются и принимаются к реализации учреждением с учетом следующих характеристик.

1) предоставление человеку с ограниченными возможностями трудоспособного возраста рекомендаций по выбору образовательной программы для полноценной реализации реабилитационного процесса.

2) направленность содержания программ на развитие у людей с ограниченными возможностями мотивации к познанию и творчеству, восстановление утраченных двигательных возможностей, восстановление социального статуса и бытовой реабилитации.

3) деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта  человека с ограниченными возможностями, формирование социальной мобильности, адаптивности.

4) оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей;

5) сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с клиентами.

4. Программы дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями реализуются на базе реабилитационных учреждений социального направления:

5.Программы дополнительного образования  должны соответствовать Федеральному Закону РФ  «Об образовании», Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251-03,

6. В ГАОУ СО "ЦОРИ" могут реализовываться следующие типы программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья:

1) примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством образования РФ и РТ и рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности;

2) модифицированная (адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания;

3) экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской;

4) авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной; программа преподавания нового учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее предметов.

7. Функции программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.

1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана;

3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;

4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, степень реабилитации  и личностного развития клиентов реабилитационного центра..

8. Цели и задачи программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями.Целями и задачами программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями  является обеспечение  обучения, воспитания, развития.

1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.

2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

3) Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

9. Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями

Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями должно соответствовать:

• достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям ;

• современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности клиентов); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание программ дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями  должно быть направлено на создание условий для полноценного реабилитационного процесса, развития личности; развитие мотивации инвалидов к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия;укрепление психического и физического здоровья.

10. Структура программ дополнительного образования

Программа дополнительного образования включает следующие структурные элементы:

1) Титульный лист ;

2) Цели и задачи;
3) Планируемые результаты обучения;

4) Учебный план;

5) Календарный учебный график;

6) Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин( модулей);

7) Организационно-педагогические условия;

8) Формы аттестации;

9) Оценочные материалы;

10) Иные компоненты..

11. Права разработчика программы дополнительного образования детей

Разработчик программы дополнительного образования самостоятельно определяет:

1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ дополнительного образования;

2) образовательную область и содержание дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю;

3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.);

4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий;

5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.

12.Программа дополнительного образования  должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений..

13.Утверждение программы дополнительного образования людей с ограниченными возможностями осуществляется руководителем учреждения.